Ипатьев монастырь. Собственно то за чем обычно рядовой турист и едет в Кострому. Колыбель династии Романовых, и прочая, и прочая. Основание монастыря который сейчас составляет славу Костромы - история даже более тёмная нежели основание самой Костромы и Чет, простите чёрт там ногу сломит. Например, Степан Веселовский - выдающийся историк русского средневековья которому есть основания доверять во многих вопросах полагал, что монастырь основан ещё в 13 веке, Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Вероятно между 1273 и 1278 годами, когда он стал Великим князем владимирским, и был одним из элементов возвышения Костромы. Согласно более поздней легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. Странная конечно история, учитывая что Орда как раз переживала свой "золотой век" в это самое время, правление Узбека и его сына Джанибека. Да и сам Чет – то ли в Руси крестился, то ли еще в Орде усилиями митрополита Петра. И даты основания "гуляют" в пределах 40 лет. Первое упоминание монастыря в 1432 году связано с драматическими событиями Феодальной войны. Галицко-звенигородские князья Василий Косой и Дмитрий Шемяка подняли борьбу за великое княжение с московским великим князем Василием. Василий Косой, потерпев поражение на реке Которосль, укрепился в Костроме и стал готовиться к реваншу. Василий же Московский подошел к Ипатьевскому мысу. В итоге стороны заключили мир в Ипатьевском монастыре. Уже в 1442 году монастырь получает от великого князя право брать деньги за перевоз через реку Кострому. Вероятно, это была плата за какие-то посреднические услуги, оказанные монахами при заключении мира. К началу 16 века монастырь стал одним из самых быстроразвивающихся. Среди его донаторов были такие могущественные люди как Федор Сабур, брат Соломонии, жены великого князя Василия III. С начала 1570-х сюда начали активно жертвовать Годуновы, и при них же развернулось в монастыре крупное каменное строительство, во многом определяющее облик монастыря и сейчас. С ростом влияния Годуновых при дворе росли и вклады. В результате пожертвований одних лишь Годуновых, земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель владела более чем 400 селами, став четвертым среди всех русских монастырей-землевладельцев. В 1598 году игумен монастыря становится архимандритом, а в 1603 году обитель стали называть "лаврой". Особое значение монастырь приобретает в Смутное время – сначала Борис Годунов становится царем московским, затем Тушинский вор затворяется здесь, и отражает все штурмы, Монастырь фактически является столицей трети России контролируемой оным, и наконец, в монастыре находят Михаила Романова и уговаривают на царство. Кстати пользуясь случаем напомню как ещё связаны Романовы с Костромой. Предки Михаила по матери, дворяне Шестовы, издавна сидели на костромской земле, а в кремле у них был осадный двор. В 1590 году костромичка Ксения Шестова стала женой москвича Федора Никитича Романова, будущего патриарха Филарета и отца Михаила. Эпоха ранних Романовых - продолжилась бурным расцветом монастыря. В середине 17 века был на царские вклады заново отстроен собор, с первоклассным фресочным комплексом. При Петре монастырь приходит в упадок. Но в 1767 году Екатерина II (сама по себе не имевшая никакого отношения к старым Романовым, и к тому же уничтожившая море обителей по всей стране) приезжает в Ипатьев, и устанавливает традицию, по которой каждый монарх должен был хотя бы раз в жизни съездить на место рождения династии. Кстати, любопытный факт - Екатерина, несмотря на покровительство Романовых, была после Михаила Романова вторым самодержцем, побывавшим в Ипатьеве. Впрочем, посмотрим же наконец постройки. Первая часть по Костроме https://vk.com/wall13746422_3445 Вторая часть по Костроме https://vk.com/wall13746422_3454 Третья часть по Костроме https://vk.com/wall13746422_3457 Четвёртая часть по Костроме https://vk.com/wall13746422_3459